В 11-12 лет ребенок начинает мечтать (простраивать) в принципе свой образ взрослой жизни. Если он делится своими размышлениями с родителями, это тоже важно фиксировать. Или рекомендовать сыну/дочери запоминать, записывать в дневник. В этих мечтах открывается очень многое: баланс карьеры и семейной жизни, мужской/женский коллектив, отношение к командировкам, профессиональная позиция – начальник, подчиненный, эксперт с особыми привилегиями, организация оплаты труда, понимание пользы, которую ребенок хочет приносить обществу, и другое. Что-то будет со временем подкорректировано, уточнено. Но что-то останется как важное условие для самореализации.
Также мы наблюдаем, какие выборы, например, секций и кружков делает ребенок и размышляем, почему сделан именно этот выбор. Что моего ребенка привело в художественную школу или в секцию борьбы? Какой интерес он там находит? Он стремиться к тому, чтобы сделать это делом своей жизни, или просто приобретает здесь какой-то кусочек пазла?
И в 8-9 классе, когда уже с помощью психологических инструментов определены профессиональные области и назван подходящий круг профессий, опираясь на богатый материал родительского наблюдения, мы, выстраивая с ребенком безоценочную беседу, можем помочь ему поразмышлять над профессиональным самоопределением.
Мы не даем оценку «хорошо-плохо» тому, что слышим. Мы предлагаем найти лучшее применение своим талантам, склонностям, интересам в многообразном мире профессий.