Ирина Ярёменко
Как родители могут помочь ребенку в профессиональном самоопределении?
Во все времена родители стремились доступными методами узнать, к какому делу предназначен ребенок, какое будущее его ждет. Обращались к мудрым и наблюдательным людям за советом, проводили ритуалы.
Один из ритуалов, который в шутку можно назвать профориентационным, в игровой форме сохранился и в наше время. На празднование 1 года перед ребенком раскладывают разные предметы: книгу, деньги, молоток, музыкальный инструмент и др.. Считается, что какой предмет ребенок выбрал, та область ему и будет интересна в дальнейшем.
Хорошо, когда ребенок чуть ли не с пеленок знает дело своей жизни. «Я буду олимпийским чемпионом» - говорит юный спортсмен и на протяжении 20 лет стремится к своей цели. Или пятилетний ребенок, который требует, чтобы его как можно скорее записали в музыкальную школу.

Чаще родители встречаются с вариантом, когда сын или дочь не проявляют каких-то больших талантов и интересов. Они просто растут, учатся в школе, посещают и меняют кружки, секции. И какая профессиональная деятельность будет приносить им удовольствие, позволять самореализовываться в полной мере совершенно не ясно.

Но «это не ясно» снимается наблюдением за своим ребенком. Наблюдение – это сбор информации без вмешательства и оценки со стороны наблюдателя.

Родители наблюдают всё: чем нравится заниматься, что нравится самостоятельно изучать, какие профессии были привлекательны для ребенка начиная с пятилетнего возраста, особенности поведения и организации труда, какими представлениями о своем будущем ребенок делился. Даже, когда ребенок «пропадает» в сети Интернет, он все равно выбирает видео и игры определенной тематики, которая в некоторой степени отражает его интерес, способность.

А далее, учитывая многообразие профессий и знаний о мире родители могут построить с ребенком диалог-размышления о том, где, в какой области/профессии могут быть максимально востребованы такие способности, интересы, склонности, таланты.

Профориентационное наблюдение за своим ребенком мы начинаем с возраста 5 лет. В этом возрасте дети постигать смысл денег, присматриваться к каналам их поступления. Им открывается закон обмена. Следует фиксировать (запоминать, записывать) даже самые невероятные с точки зрения взрослого версии и варианты.

Пятилетний мальчик нашел для себя работу дворника очень привлекательной. «Он, наверное, так много денег находит, которые другие потеряли». Понятно, что мотив выбора профессии здесь никуда не годится. Вопрос в другом: какие условия труда зафиксировал ребенок? Сейчас мальчик стал уже взрослым молодым человеком. Он успешный фрилансер в сфере IT. Его деятельность совпадает с детской версией о дворнике в следующем: «выполняя свою работу, находи деньги».
В 11-12 лет ребенок начинает мечтать (простраивать) в принципе свой образ взрослой жизни. Если он делится своими размышлениями с родителями, это тоже важно фиксировать. Или рекомендовать сыну/дочери запоминать, записывать в дневник. В этих мечтах открывается очень многое: баланс карьеры и семейной жизни, мужской/женский коллектив, отношение к командировкам, профессиональная позиция – начальник, подчиненный, эксперт с особыми привилегиями, организация оплаты труда, понимание пользы, которую ребенок хочет приносить обществу, и другое. Что-то будет со временем подкорректировано, уточнено. Но что-то останется как важное условие для самореализации.

Также мы наблюдаем, какие выборы, например, секций и кружков делает ребенок и размышляем, почему сделан именно этот выбор. Что моего ребенка привело в художественную школу или в секцию борьбы? Какой интерес он там находит? Он стремиться к тому, чтобы сделать это делом своей жизни, или просто приобретает здесь какой-то кусочек пазла?

И в 8-9 классе, когда уже с помощью психологических инструментов определены профессиональные области и назван подходящий круг профессий, опираясь на богатый материал родительского наблюдения, мы, выстраивая с ребенком безоценочную беседу, можем помочь ему поразмышлять над профессиональным самоопределением.

Мы не даем оценку «хорошо-плохо» тому, что слышим. Мы предлагаем найти лучшее применение своим талантам, склонностям, интересам в многообразном мире профессий.